80 лет Свердловской области


80-let-so-2

80-let-so-3


История формирования системы социальной защиты Свердловской области

История органов социальной защиты Свердловской области берет начало на рубеже 1918-1919 годов прошлого века. 3 августа 1919 года состоялось первое совещание работников социального обеспечения, на котором решался вопрос о структуре будущей системы социального обеспечения.

В период гражданской войны происходила консолидация всех видов социального обеспечения, существовавших ранее, и образование новых отраслей обеспечения трудящихся. Каждая новая область обеспечения находила своё отражение в виде образования нового отдела или особой коллегии.

Первые принятые меры связаны с оказанием пособия семьям красноармейцев и пострадавших от контрреволюции, регистрацией и выдачей пенсии старикам и инвалидам, открытием дома престарелых «Дворца старости и покоя», регистрацией беспризорных детей, открытием детских ясель и детского городка.

Вскоре после окончания гражданской войны Екатеринбург стал губернским городом, был создан Губернский отдел социального обеспечения, который в конце марта 1920 года разослал по уездам агентов для выяснения ситуации с социальным обеспечением на местах. В условиях крайней нужды переходного периода, необходимо было наметить новые формы обеспечения, предоставить помощь в зависимости от социального, имущественного и хозяйственного положения различных групп населения.

В этот период государственная помощь по форме обеспечения подразделяется на полное государственное обеспечение; трудоустройство; бесплатное протезирование, курортная помощь; льготы по налогам и коммунальным услугам; первоочередное землеустройство за счёт государства, снабжение семенами, машинами, лесом и лесоматериалом.

К 1929 году советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся от потери трудоспособности всех видов и — впервые в мире — от безработицы, за счёт нанимателей и государства, при помощи профсоюзов, а также обеспечила бесплатную медицину и образование. Социальное обеспечение на таком высоком уровне существовало только в нашей стране.

С принятием в 1936 году Конституции СССР материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности было закреплено в числе важнейших прав граждан. Это конституционное положение являлось базой для последующего развития законодательства в области социального обеспечения.

В 40-е годы главным видом государственного социального обеспечения рабочих и служащих было пенсионирование, но доля пенсионеров в общем составе населения была невелика.

В 50-е годы завершилось создание системы социального обеспечения рабочих и служащих. В 1955 году Президиум ВЦСПС утвердил Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию».

В начале 1956 года пенсии в области получали 127 000 человек, а в 1957 году – уже 670 000 человек.

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников.

С 1967 года материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан осуществлялось по 3 основным системам: государственное социальное обеспечение — обслуживание военнослужащих, учащихся, членов творческих союзов, членов семей этих лиц; государственное социальное страхование — распространялось на рабочих и служащих; социальное обеспечение членов колхозов.

В 60-е годы в системе социального обеспечения были следующие формы материального обеспечения и обслуживания: пенсионное обеспечение, врачебно-трудовая экспертиза, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, протезирование и протезостроение, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, государственные пособия многодетным и одиноким матерям.

Количество получателей пенсий и пособий на 1 января 1969 года составило 700 000 человек.

Принятая в 1977 году Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в новой Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления данного права.

В 80-х годах первые шаги делает служба социальной помощи. С июля 1987 года в стране и области организовывается система социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам. Первые отделения социальной помощи на дому были открыты в Чкаловском районе города Свердловска. В Талицком районе был открыт первый территориальный Центр социального обслуживания на 125 мест. В городе Свердловске открыт дом ветеранов на 120 квартир.

Для перевода операций по выплате пенсий и пособий на механизированный и централизованный учёт, в 1981 году в Свердловской области создан Центр по начислению и выплате пенсий и пособий. В 1999 году Центр ликвидирован путём слияния с пенсионной службой Министерства социальной защиты населения Свердловской области.

Областной отдел социального обеспечения реорганизован в Главное управление социальной защиты населения Свердловской области, которое первым в Советском Союзе выступило учредителем своей газеты «Милосердие». С октября 1989 года газета выходила ежемесячно и распространялась бесплатно.

Сменилось название самой системы, сменились и ключевые понятия. Время потребовало не столько социального обеспечения, сколько социальной защиты населения.

На момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан. Основными формами материального обеспечения и обслуживания в системе социального обеспечения выступают пенсионное обеспечение, врачебно-трудовая экспертиза, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, протезирование и протезостроение, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, государственные пособия многодетным и одиноким матерям.

В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан. Появляются новые принципы в социальной политике, идёт организация системной помощи, что обусловлено экономическим кризисом и возникшими в связи с этим социальными проблемами. Происходящие процессы, в том числе, связанные со стабилизацией социально-экономической ситуации, выдвинули задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоёв населения в современном обществе, приоритетные группы населения, которым в первую очередь необходима всесторонняя поддержка.

В новых документах по организации социальной работы учитываются требования Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской социальной хартии.

В ВУЗах открываются специальности: «социальный работник», «социальный педагог», «специалист по социальной работе».

В 1992 году Министерством социальной защиты РФ разработана Концепция социальной защиты населения — первый приближенный к условиям рыночной экономики программный документ (одобрен Правительством РФ 24 ноября 1992 года). Органам исполнительной власти на местах предоставляются большие права в принятии решений об установлении различных видов целевых пособий — по бедности, на приобретение продуктов питания, на оплату жилья и коммунальных услуг, семьям с детьми и т.д. Предусмотрены новые формы натуральной и денежной помощи, предоставление услуг малоимущим категориям граждан, оплачиваемых из местных бюджетных и внебюджетных средств.

В 1993 году Правительством Свердловской области принята Концепция социальной защиты и Программа реализации адресной социальной помощи населению в Свердловской области. В основу был положен признак малообеспеченности потенциальных получателей адресной помощи. Под малообеспеченными понимались лица, совокупный доход которых ниже величины прожиточного минимума, рассчитываемого для региона ежемесячно по категориям населения: на одного жителя, пенсионера, ребёнка и т.д.

К 1998 году в Свердловской области различными льготами в денежном и натуральном выражении пользуются более 1 млн. ветеранов.

В 1997 году принимается Областной закон «О защите прав ребенка». По закону назначено 728 пособий неработающим родителям, воспитывающим детей-инвалидов, 191 социальное пособие беременным женщинам, оплачен проезд ребенка и сопровождающего его лица в учреждения здравоохранения Екатеринбурга — 399 человек.

Сложившаяся в конце 90-х годов социально-экономическая ситуация диктовала необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Становятся актуальными вопросы по созданию единой системы государственных органов социальной защиты населения.

В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 3 февраля 1998 года № 31 «Об образовании территориальных отраслевых органов исполнительной власти в системе социальной защиты населения Свердловской области» логическим завершением процесса преобразований стало создание в 1998 году вертикали государственных отраслевых органов исполнительной власти – территориальных управлений социальной защиты населения, переданных в подчинение Министерству социальной защиты населения Свердловской области.

Выстроенная к 2000 году в области вертикаль, состоящая из территориальных управлений социальной защиты и областного министерства, в структуре которого была создана служба медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, позволила сформировать комплексную систему социальной защиты населения, включающую подсистемы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, предоставления льгот и компенсаций, предоставление социальной помощи семье и детям, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Наступление 2000 года ознаменовалось для системы социальной защиты населения новыми реформами. На тот момент в структуре органов социальной защиты населения Свердловской области функционировало:
— 71 территориальное управление социальной защиты населения;
— 33 стационарных учреждения социального обслуживания граждан;
— 52 учреждения медико-социальной экспертизы.

Кроме того, на территории области функционировала сеть муниципальных нестационарных учреждений социального обслуживания населения.

В соответствии с Указом Президента России от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» на территории страны в структуре Пенсионного фонда России создается единая пенсионная система с выделением данной функции из полномочий органов социальной защиты.

Одновременно проводится оптимизация структуры органов социальной защиты (социального обслуживания) населения. Активно развиваются различные формы нестационарного социального обслуживания. Наряду со ставшими уже традиционными учреждениями социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста, появились учреждения, ориентированные на социальную адаптацию бывших военнослужащих и членов их семей, лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (БОМЖ, освободившихся из мест лишения свободы). В области сформирована одна из самых разветвленных в России сетей учреждений социального обслуживания граждан.

Значимость органов социальной защиты в обществе стала общепризнанным фактом, что отразилось в принятии Указа Президента России от 27.10.2000 г. № 1796 «О Дне социального работника», учреждающего 8 июня профессиональный праздник – День социального работника.

В 2003 году стабилизация экономической ситуации позволила многократно увеличить объемы финансирования, направляемого на реализацию мероприятий по социальной поддержке населения.

Создаются социальные пункты проката технических средств реабилитации на базе территориальных управлений социальной защиты населения, в последующем пункты проката были перемещены в учреждения социального обслуживания населения.

Принятый 22 августа 2004 года Закон Российской Федерации № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 1 января 2005 года изменил идеологию предоставления государственной социальной помощи, заменив длинный перечень финансово не подтвержденных льгот на конкретные меры социальной поддержки.

Созданы федеральный и областной Регистры граждан, имеющих право на льготы, определен персональный статус каждого льготника. В Регистры по состоянию на 01.01.2005 г. включено 855,5 тысячи человек: 360,6 тысячи – в федеральный и 494,9 тысячи – в областной.

Служба медико-социальной экспертизы в части освидетельствования и установления инвалидности передана на федеральный уровень.

Принятые федеральные Законы от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вводят не только единую организационную форму, но и перераспределяют полномочия в сфере социальной защиты между различными уровнями власти. С 1 января 2006 года в областную собственность передано 151 учреждение нестационарного социального обслуживания.

По состоянию на 1 января 2006 года сеть государственных учреждений социального обслуживания граждан включает:
— 33 учреждения стационарного социального обслуживания для престарелых граждан, инвалидов, умственно-отсталых детей;
— 67 учреждений социального обслуживания семьи и детей;
— 358 отделений социального обслуживания на дому;
— 54 центра социального обслуживания, в них 38 – отделений временного проживания и 16 – дневного пребывания;
— 56 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому;
— 59 отделений срочного социального обслуживания;
— Областной центр социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
— 2 центра социальной помощи ветеранам боевых действий;
— Дом ночного пребывания;
— Областной центр реабилитации граждан без определенного места жительства и занятий;
— 2 областных центра реабилитации инвалидов.

Таким образом, Министерство социальной защиты населения Свердловской области обеспечивает проведение во всех муниципальных и административно-территориальных образованиях области государственной социальной политики по единым стандартам, приоритет принципа адресности при оказании социальной помощи гражданам, реализацию принципа равнодоступности социальных льгот, гарантий и услуг, участие муниципальных властей в реализации государственной социальной политики, формирование единого персонифицированного банка данных путем корректировки существующего.

Социальная политика государства и практика работы настоятельно диктуют необходимость перехода от финансирования содержания учреждения к финансированию социальной услуги, как более рациональной форме использования бюджетных средств и повышения качества оказываемых услуг.

Принципиальная основа этого процесса – стандартизация социальных услуг – является одним из основных положений программы реформирования финансов. 6 декабря 2006 года Правительством Свердловской области утвержден разработанный Министерством социальной защиты населения Свердловской области пакет документов об установлении государственных областных стандартов социального обслуживания. Переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, предполагает финансирование учреждений социального обслуживания на основе государственного заказа, установленного органами государственной власти, включающего объемные и качественные показатели предоставления социальных услуг населению. Разработка государственного областного заказа на социальные услуги требует проведения научно-прикладных исследований и мониторинга рынка социальных услуг.

В течение 2007 года Министерством подготовлена соответствующая нормативная база, утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения в Свердловской области; разработана концепция отраслевой системы оплаты труда; разработаны финансовые нормативы на оказание услуг; разработаны нормативные правовые акты по переводу областных учреждений с финансирования по смете на финансирование в зависимости от показателей эффективности деятельности и проведен эксперимент в этой области.

30 июня 2006 года принят Закон Свердловской области № 38-ОЗ «О знаке отличия Свердловской области «Материнская доблесть». 30 августа 2007 года прошла первая церемония торжественного вручения знаков отличия «Материнская доблесть».

Продолжалась оптимизация сети учреждений социального обслуживания граждан. В 2008 году открыт Областной центр реабилитации инвалидов (город Екатеринбург).

В Свердловской области стало традицией проведение культурно-массовых мероприятий: с 1993 года проводится ежегодный конкурс «Семья года»; с 1996 года – конкурс мастерства детей-инвалидов «Мы все можем»; с 1998 года – «Женщина года»; с 1999 года – День матери; с 2001 года – спартакиада воспитанников учреждений социального обслуживания, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, «Город олимпийских надежд», конкурс «Город мастеров»; с 2002 года (каждые 2 года) – Международный турнир по волейболу сидя на Кубок Министерства социальной защиты населения Свердловской области; с 2004 года – фестиваль «Патриоты России»; с 2005 года – впервые в России организован конкурс «Самый лучший папа»; с 2008 года – форум «Уральская семья». Кроме перечисленного: Дни милосердия, День защитников Отечества, Весенняя неделя добра, ежегодный Добровольческий форум, День пожилого человека, Декада инвалидов, празднование юбилейных дат военной истории.

С 1 января 2008 года под юрисдикцию органов социальной защиты населения переданы полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с федеральным законодательством и Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 года № 1250-УГ «О возложении полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области». 27.02.2008 г. принято постановление Правительства Свердловской области «Об организации и осуществлении деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области по опеке и попечительству на территории Свердловской области».

23 декабря 2010 года принят закон Свердловской области «О ветеранах труда Свердловской области», в соответствии с которым для ветеранов труда Свердловской области, достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, при наличии необходимого стажа и награды областного значения предоставляется ежемесячная денежная выплата.

Для оказания социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в Свердловской области развиваются инновационные технологии социальной работы:
1. социальные пункты проката технических средств реабилитации, адаптации и ухода;
2. социальные поликлиники;
3. областной центр реабилитации инвалидов;
4. служба «Социальное такси»;
5. модульные здания;
6. участковая социальная служба;
7. бригадная форма социального обслуживания.

Своего рода «инкубатором» и полигоном для отработки инновационных технологий является поддержка и развитие социальных проектов негосударственных некоммерческих организаций.

С целью решения проблем пожилых людей при активной государственной поддержке в марте 2011 году была принята региональной комплексной программы «Старшее поколение» на 2011 — 2013 годы», целью которой является формирование в Свердловской области организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

К 2011 году в Министерстве социальной защиты населения сосредоточен весь комплекс полномочий по социальной защите и социальному обслуживанию граждан области. Выстроена единая функционально-структурная модель, включающая 61 территориальное управление социальной защиты и 158 учреждений социального обслуживания населения различного типа.

Государственные функции и государственные услуги, осуществляемые Министерством социальной защиты населения Свердловской области, закреплены в более чем в 120 Федеральных и областных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области.

Идет процесс трансформации от социальной защиты к социальной поддержке – созданию условий, позволяющих человеку самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию, стимулирующих формирование активной гражданской позиции. Именно это является залогом успешного развития любого государства.

В 2011 году впервые в России прошел Всероссийский конкурс на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания», где сотрудница реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» г. Екатеринбурга Юлия Александровна Григорова была названа профессионалом № 1 в области реабилитации инвалидов.

В 2012 году специалист по социальной работе Комплексного центра социального обслуживания населения Чкаловского района города Екатеринбурга Хазипова Загида Зайнуковна снова заняла первое место в номинации «Лучший специалист по социальной работе учреждения социального обслуживания».

В 2013 году второе почётное место заняла заведующий отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста Комплексного центра социального обслуживания населения «Осень» города Первоуральска Тагильцева Ольга Ивановна в номинации «Лучший заведующий отделением учреждения социального обслуживания».

Указом Губернатора Свердловской области от 4 марта 2011 г. № 141-УГ учрежден знак отличия Свердловской области «Совет да любовь». Знак отличия Свердловской области «Совет да любовь» является ещё одной формой поощрения граждан за создание крепких семей, в которой воспитаны достойные дети.

Принят Закон Свердловской области от 20.10.2011 года № 86-ОЗ «Об областном материнском (семейном) капитале».

Постановлением Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 года № 458-ПП Министерство социальной защиты населения Свердловской области было переименовано в Министерство социальной политики Свердловской области.

В настоящий момент продолжается работа по оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения. В 2013 году проведён комплекс мероприятий по переводу государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения в автономные.

Сегодня структура органов социальной политики Свердловской области состоит из:
— 60 территориальных управлений социальной политики;
— 149 учреждений социального обслуживания, в том числе:
— 30 учреждений стационарного социального обслуживания граждан;
— 66 учреждений нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
— 53 учреждений нестационарного социального обслуживания семьи и детей.

Также в структуре органов социальной политики Свердловской области создано ГКУ «Областной информационно-расчётный центр»

За почти вековую историю пройден путь от нескольких уездных отделов социального обеспечения до создания мощной разветвлённой системы социальной политики, потому что жизнь всегда требовала новых структур, формирований, институтов, способных в условиях преобразований и реформ решить то, что обязано делать по отношению к своим гражданам цивилизованное государство.

80-let-so